Право оперативного управления земельным участком

Право оперативного управления

Право оперативного управления земельным участком
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право оперативного управления

Использование, владение и распоряжение определенным имуществом, которое собственник предоставил в пользование на непостоянной основе.

На постсоветском пространстве очень часто можно встретить ситуации, когда собственник передает какое-либо имущество, принадлежащее ему на правах собственности под управление казенных предприятий или же государственных учреждений. В отечественной законодательной базе подобная практика получила название, как право оперативного управления. Самое интересное заключается в том, что данные правоотношения наблюдаются исключительно на территории бывшего СССР.

Понятие права оперативного управления

В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий.

И одним из таких понятий стало право оперативного управления, которое относится к категории вещных прав и применяется государственными учреждениями и прочими казенными структурами, которые не являются собственниками материальных ценностей, а осуществляют контроль за рациональным и эффективным пользованием материальными ресурсами.

Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, к примеру, в ст.

120 ГК РФ указано, что при необходимости правительственные структуры нашей страны могут создавать казенные учреждения, на которых будет возложена обязанность осуществлять контроль и управление имущественными ценностями.

Вместе с тем, стоит обратить внимание, что субъект оперативного управления может быть создан не только государственными и муниципальными структурами, а и по желанию собственников какого-либо имущества.

Категории ограничения прав пользования, распоряжения таких юридических лиц

Исходя из требований, которые представлены в ст.296 ГК РФ, любой субъект оперативного контроля должен пройти регистрацию в качестве юридического лица. Только после того, как будет пройден процесс регистрации, субъект получит право оперативного управления имуществом физических и юридических лиц.

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы.

Это означает, что любые действия должны быть согласованы в первую очередь с владельцем имущественной массы, находящейся под контролем казенного предприятия, и при этом все действия должны подчиняться требованиям закона, и не нарушать его ключевые принципы.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие имеет полное право контролировать и использовать имущество, которое было ему передано владельцами, распоряжаться без участия других лиц он будет исключительно в той среде, которая касается продукции, произведенной при помощи имущественных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.

Условия и порядок изъятия имущества у казенного предприятия

Учитывая тот факт, что право оперативного управления предусматривает некоторые ограничения относительно свободного распоряжения имуществом, за владельцем материальных ресурсов остается право в любое время потребовать вернуть им имущество и изъять его из оборота предприятия.

Ст.296 ГК РФ более подробно регламентирует вопросы подобного характера. Здесь указано, что собственник может изъять имущественную массу по следующим причинам:

  • если контроль и управление имущественными ресурсами осуществляется нерационально и несет за собой определенные убытки (особенно характерно для государственного и муниципального имущества);
  • если ресурсы используются в обход мнения владельца;
  • если на протяжении определенного временного отрезка имущество не применяется по назначению и не может принести определенный экономический результат.

Возможен ли раздел недвижимости, находящейся в оперативном управлении и выдел части (доли) без образования отдельного объекта?

Станислав22.08.2019 06:56

ГК РФ Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сазонов Сергей Владимирович22.08.2019 10:17

Задать дополнительный вопрос

Станислав22.08.2019 10:50

Возможен ли собственником раздел недвижимости, находящейся в оперативном управлении и выдел части (доли) без образования отдельного объекта? Если возможен – то как изменится статус обьекта в отношении обьекта, находящегося в опер управлении?

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html 

Дубровина Светлана Борисовна26.08.2019 15:07

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (495) 228-26-51 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна23.08.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

На основании каких нормативных актов возможно получить без платно участок земли вокруг арендованного у муниципального органа здания, в котором осуществляется образовательная деятельность за счет субсидий из бюджета МО. частной образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию?

Владимир Николаевич09.07.2018 09:09

Здравствуйте, Владимир Николаевич! В Вашем случае, скорее всего, стоит основываться на ст. 24. Безвозмездное пользование земельными участками и ст. 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование ЗК РФ.

Федорова Любовь Петровна18.08.2018 23:01

Задать дополнительный вопрос

Да, полностью согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна19.08.2018 11:18

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-operativnogo-upravleniya.html

Учесть земельный участок

Право оперативного управления земельным участком

В редакцию пришел такой вопрос: учреждение получило земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации административного здания и свидетельство о государственной регистрации права.

Участок относится к категории “земли населенных пунктов”, его разрешенное использование – “для эксплуатации административного здания”.

Как в этом случае оформить передачу участка, нужно ли платить налоги? На вопрос мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Д. Д. Хенкееву, В. В. Пименова.

Бюджетный учет

В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 “Непроизведенные активы”. В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.

  1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
  2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности,1 постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.
    Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Оно предоставляется учреждению на основании решения госоргана, уполномоченного предоставлять земельные участки в пользование (ст. 268 Гражданского кодекса). Передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям предусмотрена и статьей 20 Земельного кодекса. Значит, учреждение не является собственником активов, учитываемых на его балансе. Активы могут принадлежать учреждению лишь на праве оперативного управления (праве постоянного (бессрочного) пользования).
    Еще один момент. Земельные участки могут учитываться только по бюджетной деятельности на счете 0 103 00 000 “Непроизведенные активы”, а в отношении земли, относящейся к казне, на счете 0 108 04 000 “Непроизведенные активы в составе имущества казны”. Следовательно, второе условие, установленное пунктом 28 Инструкции, предполагает документальное оформление права собственности на конкретный земельный участок соответствующим публично-правовым образованием, а не наличие права собственности на землю у балансодержателя участка (учреждения).
  3. Активы должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля и другие природные ресурсы (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.

Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Вовлечением участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является их:

  • приобретение;
  • безвозмездное получение от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
  • продажа;
  • передача другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

Передача в постоянное (бессрочное) пользование в этот список не входит.

Заметим, Минфин России в рамках разъяснения положений утратившей силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.

№ 25н, также указывал, что постановке на учет подлежат только те участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406).

А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.

Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 “Непроизведенные активы”. Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.

Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета.

Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете.

В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Налогообложение

Налог на имущество.Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 Налогового кодекса).

Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Земельный налог. Плательщики земельного налога – организации и физические лица, обладающие участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Это относится к объектам, принадлежащим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признают плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Основанием для взимания земельного налога является наличие у плательщика правоустанавливающих документов на землю (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-05-05-02/39).

Заметим, не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота;
  • земли, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В письме Минэкономразвития России от 24 июля 2009 г. № Д23-2429 чиновники указали: участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования – для обеспечения обороны и безопасности и должны эксплуатироваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Вместе с тем участки, принадлежащие организациям, чьей профильной деятельностью не является выполнение работ по государственному оборонному заказу, могут быть признаны объектами налогообложения. Следует также заметить, что земельные участки, которые   предоставлены федеральным государственным учреждениям здравоохранения – центрам гигиены и эпидемиологии – в постоянное (бессрочное) пользование и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности. Значит, они не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-05-05-02/39);
  • земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относят лесные земли2 и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Поэтому лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда, не должен признаваться объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, а организация, которой предоставлен лесной участок, не должна признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого участка (письмо Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-05-05-02/10).
  • земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. 

Внимание! С 1 марта 2010 года собственники недвижимости могут отправлять документы, необходимые для постановки недвижимости на кадастровый учет, в электронном виде.

Порядок постановки на кадастровый учет по Интернету утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 28 декабря 2009 г. № 555. Необходимые для этого документы (к примеру, план земельного участка, технический план здания), подаваемые в электронном виде, нужно заверить электронной цифровой подписью.

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы в Росреестр можно подавать либо через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” либо через официальный сайт Росреестра, либо по e-mail в орган кадастрового учета, либо посредством отправки с использованием веб-сервисов по той же форме, что и обычное бумажное заявление.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Д. Д. Хенкеев, В. В. Пименов.
в журнале
“Бюджетный учет” № 5 май 2010 

1 Права собственности на землю, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

2 Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие.

Источник: https://www.garant.ru/article/253964/

Передача земельного участка в оперативное управление

Право оперативного управления земельным участком

Лица, которые не являются собственниками земельного участка, в то же время могут им пользоваться на различных правовых основаниях. На сегодняшний день благодаря нормам Земельного кодекса РФ наиболее распространенным форматом стала аренда. Но есть и другие формы пользования, например, право оперативного управления земельным участком.

Данное понятие находится на стыке земельного права и хозяйственного. В большинстве случаев оперативное управление – это способ решить свои предпринимательские задачи с целью получения прибыли. Рассмотрим данный вопрос более детально.

Земельный участок может передаваться из государственной или муниципальной собственности в оперативное управление различным предприятиям, учреждениям, организациям любой формы собственности.

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТБУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТБЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬЗАКОНЫ И ПРАКТИКАПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Отражать или не отражать землю в бюджетном учете? Ответ на этот вопрос зависит от того, имеете ли вы право распоряжаться участком. По нашей просьбе юрист А.В.

Карташов рассмотрел наиболее распространенные вопросы учета земельных участков. Действующим российским законодательством определено, что земля может принадлежать юридическим лицам как на праве собственности, так и на основе других вещных прав.

Примеры вещных прав на землю можно найти в пункте 1 статьи 216 Гражданского кодекса, в частности: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право хозяйственного ведения имуществом; право оперативного управления имуществом.

Более детально положения о правах на землю рассмотрены в других статьях главы 17 Гражданского кодекса.

Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете. В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Налогообложение Налог на имущество.Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 Налогового кодекса).

Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Земельный налог.

Внимание ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование. При ответах на частные запросы специалисты Минфина также отмечают, что возникновение обязанности по уплате земельного налога зависит от наличия прав, перечисленных в п. 1 ст. 388 НК РФ.

Таким образом, в отношении земельных участков, находящихся в оперативном управлении ФГУЗ, налогоплательщик отсутствует до момента предоставления собственником (Российской Федерации) указанных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

То есть у вашей организации сейчас нет оснований уплачивать земельный налог. А. Тюрина, ведущий эксперт АКДИ «ЭЖ» 1 декабря 2007 г.

Право на землю

Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406). А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Важно Земельного кодекса).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.

Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.

Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета.

Льготы в отношении федеральных государственных учреждений, к которым относится ФГУЗ, указанным решением не установлены. Таким образом, на рассматриваемой территории введен местный налог, который уплачивается лицами, признаваемыми плательщиками.

В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.

  1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
  2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности,1 постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с положениями статей 214, 215 Гражданского кодекса. Права хозяйственного ведения и оперативного управления земельными участками должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав в качестве недвижимости (ст. 131

ГК РФ). Внимание! Учреждения, получившие землю в хозяйственное ведение или оперативное управление, не имеют права распоряжаться ей по своему усмотрению. Термин “вовлечение земли в хозяйственный оборот“ подразумевает, в свете высказываний главы Минэкономразвития Г.А.

Грефа и вице-премьера России А.Д. Жукова, прежде всего возможность приватизации земельных участков. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них. 10.

Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда. 11.

Сегодня унитарные (муниципальные) предприятия ведут учет в соответствии с бухгалтерскими стандартами для коммерческих организаций.

В частности, учитывают основные средства, переданные им в оперативноеПо мнению ведущих российских юристов, право хозяйственного ведения и оперативного управления применять во взаимоотношениях распорядителя бюджетных средств и получателя настолько сложно, что лучше от этого отказаться.

Предлагаем ознакомиться:   Сколько должен быть отпуск у совместителя

Муниципальная собственностьВ соответствии со статьей 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством, а также определенные: федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение собственности 30 июня 2006 г.

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право оперативного управления

Использование, владение и распоряжение определенным имуществом, которое собственник предоставил в пользование на непостоянной основе.

На постсоветском пространстве очень часто можно встретить ситуации, когда собственник передает какое-либо имущество, принадлежащее ему на правах собственности под управление казенных предприятий или же государственных учреждений. В отечественной законодательной базе подобная практика получила название, как право оперативного управления. Самое интересное заключается в том, что данные правоотношения наблюдаются исключительно на территории бывшего СССР.

В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий.

И одним из таких понятий стало право оперативного управления, которое относится к категории вещных прав и применяется государственными учреждениями и прочими казенными структурами, которые не являются собственниками материальных ценностей, а осуществляют контроль за рациональным и эффективным пользованием материальными ресурсами.

Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, к примеру, в ст.

Вместе с тем, стоит обратить внимание, что субъект оперативного управления может быть создан не только государственными и муниципальными структурами, а и по желанию собственников какого-либо имущества.

Исходя из требований, которые представлены в ст.296 ГК РФ, любой субъект оперативного контроля должен пройти регистрацию в качестве юридического лица. Только после того, как будет пройден процесс регистрации, субъект получит право оперативного управления имуществом физических и юридических лиц.

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы.

Вместе с этим, законодательно закреплен случай передачи и частных объектов. В таком случае речь идет о формировании частных учреждений.При этом права собственника федерального имущества и имущества субъектов Российской Федерации от его имени могут осуществлять муниципальные образования.

На основании статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ земельные участки относят к объектам недвижимого имущества.

Нужно ли оформлять автомобиль Имели ли мы право предоставления помещения для их торговли? Мы сдали помещение во временную аренду на 1 час.

ЗК РФ, Статья

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Документы .1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Источник: https://impotencemeds.info/peredacha-zemelnogo-uchastka-operativnoe-upravlenie/

Право постоянного (бессрочного) пользования землей

Право оперативного управления земельным участком

Ст.268 и ст. 203 ГК. устанавливают право постоянного (бессрочного) пользования землей. Субъектами данного права являются граждане, которым предоставлялись земельные участки на данном праве до принятия Земельного Кодекса (30 октября 2001г.

), а также юридические лица (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия и органы местного самоуправления). Субъекты данного право могут только владеть и пользоваться земельными участками, без правомочия распоряжения. Согласно ст.

20 Земельного Кодекса гражданам российской Федерации предоставлено право приобретения в собственность земельных участков бесплатно, при условии, что данные участки были приобретены ими до принятия Земельного Кодекса. С принятием Земельного кодекса земельные участки гражданам на данном праве не предоставляются.

Юридические лица (кроме государственных и муниципальных учреждениям, казенных предприятиях, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления) обязаны переоформить постоянного (бессрочного) пользования землей на право собственности или аренды.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Ст.265 Гражданского Кодекса и ст.21 Земельного Кодекса предусматривают право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Субъектами данного права могут быть только граждане в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании этого права граждане могут только владеть и пользоваться земельными участками, но не распоряжаться за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Данное право сохранилось у граждан, которым были предоставлены земельные участки на данном праве до вступления в силу Земельного Кодекса.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается Толстой Ю.К. Гражданское право. Часть 1: Учебник. М.: ТЕИС, 2010. 396с.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном имущественном обороте.

Появление, существование и сохранение этих вещных прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой экономики.

Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот “самостоятельные” юридические лица – “предприятия” и “учреждения”, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться у нас “правом оперативного управления”, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию “право полного хозяйственного ведения”, предназначенное для производственных “предприятий”, и более узкое “право оперативного управления” – для госбюджетных и аналогичных им “учреждений”.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах – “предприятия” и “учреждения”.

Поскольку “предприятия” с 8 декабря 1994 года могут создаваться лишь на базе государственной и муниципальной собственности (а к ранее созданным и сохраняющимся до 1 июля 1999 года “предприятиям”, принадлежащим иным собственникам, в соответствии с п.5 ст.

6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ применяются нормы об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления), следует признать, что субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст.294-300 ГК) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления теперь могут быть как унитарное (казенное) предприятие (ст.295 ГК), относящееся к категории коммерческих организаций, так и учреждение (ст.296 ГК), относящееся к некоммерческим организациям.

Однако они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое можно также квалифицировать как право хозяйственного ведения (п.2 ст.

298 ГК).

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и “объеме” правомочий, которые их субъекты получают от собственника на закрепляемое за ними имущество.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации или учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

Вместе с тем оба этих вещных права значительно сужены по сравнению со своими прототипами, закреплявшимися ранее в законах о собственности. Такой подход вызван необходимостью более строгого контроля собственника, прежде всего публичного (государственного или муниципального), за целенаправленным характером деятельности созданных им юридических лиц-несобственников.

Один из основных недостатков состоит в больших возможностях злоупотребления такими организациями (точнее говоря, их органами) предоставленной им собственником экономической свободой, используемой нередко не в интересах собственника и даже не в интересах такой организации, а с целью передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях.

Именно поэтому право хозяйственного ведения ни по названию, ни по содержанию уже не является близким к праву собственности. В соответствии со ст.294 ГК право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения (п2 ст.295 ГК).

Таким образом, даже подзаконным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым.

Но Кодекс не предусматривает возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации). Подобные ограничения не могут устанавливаться иными (подзаконными) правовыми актами.

Данное правило является гарантией не только имущественных прав самого предприятия как юридического лица, но прежде всего интересов его кредиторов (других участников имущественного оборота), перед которыми предприятие отвечает всем своим имуществом.

Изъятие имущества у предприятия его собственником могло бы нарушить указанные интересы.

Ведь такое имущество, включая и недвижимое, хотя и перестало быть объектом свободного распоряжения предприятия – несобственника, но сохранило свою роль объекта взыскания кредиторов.

Право оперативного управления в соответствии с п.1 ст.296 ГК – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться по отношению к обычному унитарному предприятию, где он вправе лишь получить часть прибыли от своего имущества.

В действующем законодательстве эти и другие особенности правового режима имущества казенных предприятий предусмотрены в Типовом уставе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 908 и действующем в части, не противоречащей соответствующим правилам ГК.

Что касается учреждения, то оно в соответствии с прямым указанием п.1 ст.

298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения, закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им приносящей доходы (предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, то есть с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в “самостоятельное распоряжение” учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК).

Данное правило закона основано на возможности неполного финансирования собственником всех необходимых потребностей созданного им учреждения и вызванной этим необходимости ограниченного участия учреждений – несобственников в имущественном обороте в роли, близкой к роли унитарных предприятий.

Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данные результаты становятся объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления явилось имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.

Следовательно, предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления “права собственности трудовых коллективов”, “права собственности работников” или их “коллективной собственности” на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения, включая и фонды участия в прибылях или фонды экономического стимулирования. Все это имущество полностью остается объектом права собственности учредителя.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п.1 ст.299 ГК).

Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете.

Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 08. 12.2003. №161-ФЗ.

Прекращение названных вещных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п.3 ст.

299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности.

Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст.235 ГК).

Вещный характер прав хозяйственного ведения и оперативного управления проявляется в сохранении их действия в случае смены их собственника (ст.300 ГК). Смена собственника государственного или муниципального предприятия в смысле ст.300 ГК возможна лишь путем передачи этого предприятия от одного публичного собственника к другому.

В ином случае речь должна идти о приватизации имущества предприятия, осуществляемой по правилам специального законодательства о приватизации – путем преобразования такого предприятия в акционерное общество. Учреждение же может быть объектом права собственности любых лиц.

Поэтому его отчуждение другому собственнику совсем не обязательно означает его приватизацию – ведь оно изначально уже может быть частным.

В обоих случаях речь идет о предприятии или учреждении как имущественном комплексе (ст.132 ГК), а не как о самостоятельном субъекте права (по сути, об имуществе, закрепленном за этими юридическими лицами).

Ведь объектом права собственности может быть только имущество, которое в данном случае меняет своего собственника. Купля-продажа предприятий как имущественных комплексов будет урегулирована во второй части ГК в специальном подразделе главы о договоре купли-продажи.

Эти правила по аналогии можно будет применять и к продаже учреждений как имущественных комплексов.

Приобретатель таких комплексов при сохранении их юридической личности должен будет придать им организационно-правовую форму предприятий или учреждений с сохранением соответствующих ограниченных вещных прав на свое имущество.

Некоторая искусственность правил ст.300 ГК является неизбежным следствием сохранения в обороте юридических лиц-несобственников с ограниченными вещными правами.

В обычных ситуациях имущество компаний (обществ и товариществ), включая права требования и долги, переходит путем продажи и приобретения акций и паев (долей участия) этих компаний, при котором вопрос о правопреемстве решается, по существу, автоматически.

Отчуждение имущества несобственников, разумеется, требует в той или иной форме участия (согласия) собственников и специального решения вопроса о правопреемстве между ними.

Источник: https://studbooks.net/1016347/pravo/pravo_postoyannogo_bessrochnogo_polzovaniya_zemley

Оперативное управление земельным участком

Право оперативного управления земельным участком
Нужно ли оформлять автомобиль Имели ли мы право предоставления помещения для их торговли? Мы сдали помещение во временную аренду на 1 час.

Помещение закреплено за нами на праве оперативного управления.

В случае императивного решения вопроса в пользу общей собственности учредителей на имущество земельного учреждения риск лишиться имущества в силу тех или иных условий договора с соучредителем может послужить сдерживающим фактором для соучредительства оперативных учреждений.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Гражданское право. Часть 1: Учебник. М. ТЕИС, 2010.

396с. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном имущественном обороте.

Зк рф, статья

3.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2012 г

Открытое акционерное общество «Фабрика художественной упаковки» (далее — фабрика) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному учреждению культуры Владимирской области «Владимирская областная универсальная научная библиотека им.

М. Горького» — правопредшественнику государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской области «Владимирская областная универсальная научная библиотека им.

Необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении

Для приобретения прав на такой земельный участок нужно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абз. 1 п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г.

№ 475.

Лица, которые не являются собственниками земельного участка, в то же время могут им пользоваться на различных правовых основаниях.

На сегодняшний день благодаря нормам Земельного кодекса РФ наиболее распространенным форматом стала аренда.

Но есть и другие формы пользования, например, право оперативного управления земельным участком. Данное понятие находится на стыке земельного права и хозяйственного.

Несмотря на статус пользователя, такие субъекты имеют весьма обширный ряд прав, которые, тем не менее, не позволяют производить операции по продаже такой земли.

Однако инициатива на проведение таких действий у субъекта все же есть.

Кроме того, ограничения существуют и в других юридических действиях. Например, такую землю нельзя сдавать в аренду, передавать по различным гражданско-правовым договорам, использовать в качестве вклада в капитал организации.

Оперативное управление подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по получению предприятием прибыли.

Но есть и функции по поддержанию объекта в нормальном состоянии, объективные действия по сохранению.

Решение о передаче объекта в такой вид пользования принимается профильными органами государственной или муниципальной власти.

Источник: http://myeconomist.ru/operativnoe-upravlenie-zemelnym-uchastkom-19287/

Адвокат Заневский
Добавить комментарий